Российский электронный компонент в мировом пространстве

№ 1’2003
PDF версия
Анатолий Сергеевич Андреев, начальник Главного научно-технического управления РАСУ, считает, что в условиях мирового похолодания на рынке электронных компонентов российские предприятия могут найти иностранных партнеров для производства компонентов внутри самой России.

Анатолий Сергеевич Андреев, начальник Главного научно-технического управления РАСУ, считает, что в условиях мирового похолодания на рынке электронных компонентов российские предприятия могут найти иностранных партнеров для производства компонентов внутри самой России. Но в отношениях с внешним миром нам нужен посредник.

Анатолий Сергеевич, какие изменения на рынке электронных компонентов и оборудования начались в 2002 году и как они повлияют на жизнь российских предприятий 2003-м?

Мировой рынок электронных компонентов переживает сейчас один из самых сильных своих спадов, а в России активность постепенно растет.И хотя наша доля в мировом производстве пока очень мала, потенциал у России есть, а мировое «похолодание » заставляет иностранные компании внимательнее присматриваться к нашим предприятиям. И не только с точки зрения экспорта в Россию. Если наши компании воспользуются благоприятным моментом, они смогут найти инвесторов под реальные производства компонентов в России. Надо лишь понять, что общение с иностранным электронным бизнесом можно и нужно наладить на новом уровне. Каким образом? Для начала надо искать пути эффективного информирования окружающего мира о том, что в России существует, например, компания Н, которая может делать то-то и то-то. И что компания Н хотела бы делать многое другое, а потому ищет интересных партнеров. Конечно, самостоятельно заниматься своим продвижением у нас по силам единицам,так что на рынке нужен независимый информационный посредник.

Кто же будет заниматься таким посредничеством? Ведь видно, что промышленные группы продвигают и лоббируют свои собственные интересы.

Да, и это естественно. Более того, у нас внутри начинается конкурентная борьба за заказы, поэтому и формируются группы предприятий «по родству интересов ». Это тоже естественно, так как дает членам группы преимущества перед «дикими » одиночками. Особенно в борьбе за государственные заказы. Но на всех этих заказов не хватит, а отрасли нужны масштабные инвестиции. Одним отдельным группам самостоятельно их не привлечь нам необходимо показать привлекательность всей отрасли и рынка в целом, нам нужна помощь от всех организаций, ассоциаций, фирм. Показателен в этом смысле пример с акцией отраслевой выставки «Экспо-Электроника » во время проведения Мюнхенской выставки в ноябре 2002 года. «Экспо-Электроника » представила в Баварии свой стенд, на котором демонстрировался и каталог со всеми предприятиями-участниками российской выставки за последние пять лет. Интерес к каталогу оказался огромным, мюнхенские гости расспрашивали россиян о рынке часами. Всего было разобрано более тысячи экземпляров. Это значит, что потенциально мы нужны мировому электронному сообществу не только как покупатели оборудования и компонентов, но и как партнеры по их производству. «Экспо-Электроника » повторит свою акцию на очередной Шанхайской выставке посмотрим, какой будет результат там.

Если грамотное продвижение наших возможностей будет продолжаться, инвестиции появятся. Дело в том, что после-дефолтные стереотипы на нас уже почти не распространяются, а мы об этом еще не знаем.

Если говорить об отраслевых выставках, то каковы, на ваш взгляд, перспективы появления новых выставочных проектов?

Такие проекты затеваются периодически, но шансов на успех практически не имеют. Сегодня они возникают как раз в рамках групповой борьбы за внутренний рынок. Если выставку организует группа производителей, то понятно, что именно эта группа и рассчитывает получить с нее маркетинговые дивиденды. Кстати, в этом показательна «Экспо-Электроника ». Когда она начиналась (по инициативе «Электронинторга » и английской фирмы ITE Group), мы тогда со стороны Департамента электронной промышленности министерства экономики сразу ее поддержали, помогли участвовать в ней отечественным производителям. Конечно, были подозрения, что выставка станет просто коммерческим проектом, что он сделан только для получения денег. Но участие «Электронинторга » в организации выставки, в предоставлении самых благоприятных условий для отечественных производителей эти подозрения сняло. Сегодня мы видим явный положительный эффект участия отечественных предприятий на выставке, РАСУ и АО «Российская Электроника » поддерживают коллективный стенд российских предприятий на выставке, который организован «Электронинторгом ». Мы видим, что выставка, которую мы поддерживаем, стала выставкой всех, кто участвует на российском рынке электронных компонентов производителей компонентов и систем, дистрибьюторов, разработчиков, иностранных фирм…

Кроме того, современная выставка это технологии. В первую очередь, технологии по привлечению участников и посетителей. Чтобы отстроить эту технологию, нужны годы проб и ошибок. Конечно, организаторы любой новой выставки обещают миру, что именно они являются исключением и одятся сразу совершенными. Это тоже несерьезно.

И третье. Рынок компонентов и оборудования специфический. Много выставок он не потянет. В мировой практике такие выставки служат местом встреч и общения людей, связанных с производством. Для большей части участников важно просто продемонстрировать, что они существуют. И обсудить какие-то актуальные в этом бизнесе проблемы. Поэтому Мюнхенская выставка проходит, например, раз в два года.

В нашей «Экспо-Электронике » иностранцы находят свою специфику. Здесь люди не только знакомятся с рынком и осуществляют мониторинг, но и заключают контракты,находят партнеров. Естественно, что выставка собирает публику ежегодно благодаря особенностям российского рынка. Также есть перспективы у части региональных выставок. По-моему, это все, что реально будет жить в этой отрасли.

Каким для отрасли будет 2003 год?

Новым. Перед нами откроются новые возможности, но и проблем прибавится. А мировой рынок ждет появления новых материалов взамен устаревших кремниевых. Чтобы не отстать еще на одно поколение, российскому производству придется меняться и искать партнеров по-новому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *